Vinaora Nivo Slider 3.x

О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья

Предоставление образовательных услуг  воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в МБДОУ «Еланский ДС№6 "Колокольчик" осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

 Нормативно-правовой основой инклюзивного  образования  являются следующие документы:

— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

— Федеральная целевая  программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 

 В МБДОУ "Еланский ДС №6 "Колокольчик" для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:

Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).

Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.

В ДОУ действует Служба ранней помощи детям с ОВЗ, целью деятельности которой является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ от 2 мес. до 7 лет, их семьям, обучение социальная адаптация детей С ОВЗ.

работу с детьми с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,  воспитатели группы. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию в ДОУ

Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в ДОУ соблюдаются следующие условия: имеется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение; созданы соответствующие условия, в том числе в оформлении развивающей образовательной среды.

Нормативно-правовое обеспечение

  • приказ о создании Службы ранней помощи детям с ОВЗ
  • положение об организации деятельности службы ранней помощи детям с с ограниченными возможностями здоровья и их семьям
  • положение о ПМПк

Программно-методическое обеспечение

На каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут развития. При необходимости, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года направляются на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Размещается дошкольное учреждение на равнинной местности в 2-х этажном здании. Внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрены ровные, не скользкие, выложенные тротуарной плиткой пешеходные дорожки, организован доступный подъезд. В детском саду создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Материально-техническое оснащение детского сада соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Учебно-методический комплекс представлен следующими специализированными помещениями:

методический кабинет;

кабинет учителя-логопеда.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В здании учреждения 4 групповые помещения со специально оборудованными спальнями и приемными. Групповые помещения обеспечены мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Вся мебель промаркирована, соответствует СП2.4.3648-20.

В группах созданы:

- условия для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

- подобран дидактический материал с учетом многофункциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности;

- условия для творческого развития детей: уголки по изо-деятельности, музыкальные, театрализованные уголки, мини-музеи;

- условия для физического развития детей, имеется физкультурный уголок с разнообразным материалом для поддержания двигательной активности детей свободной самостоятельной деятельности, имеются пособия для индивидуальной и подгрупповой работы, материал расположен рационально, доступен детям.

Предметная развивающая среда в группе, оборудуется согласно ФГОС ДО, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности.

Возрастные группы детского сада оснащены необходимой методической литературой и художественными произведениями различных жанров для использования в работе дошкольниками.

Приемные группы оборудованы индивидуальными шкафчиками для раздевания. В доступном для родителей месте в приемных расположены информационные уголки для родителей, стенды для меню.

Спортивная площадка со стационарным оборудованием на территории ДОУ для обучения детей элементам спортивных игр и развития двигательной активности.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Для обеспечения коррекционной работы воспитателя и специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель) в ДОО имеется:
ноутбук с программным обеспечением.

2. В учреждение  обеспечен беспрепятственный доступ в здание  детского сада  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • на входе в здание располагается тактильная вывеска с наименованием организации, графиком работы, отражена на контрастном фоне;
  • отсутствие перепадов по высоте, обеспечивает возможность свободного входа в здание и выхода их него;
  • центральный вход оборудован звонком и тактильным знаком;
  • при входе в здание МБДОУ «Еланский ДС №6 «Колокольчик»   для инвалидов по зрению  установлена информационная мнемосхема ( тактильная схема движения) ;
  • на основных путях движения  предусмотрена тактильная направляющая полоса;
  • при необходимости для обеспечения доступа в здание инвалиду или лицу  с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо

Здание детского сада построено в 1991 году.  Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

 В детском саду осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Дети инвалиды обеспечиваются бесплатным питанием, при условии подтверждения льгот.

4.   Условия охраны здоровья воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ:

Для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития в МБДОУ «Еланский ДС №6 «Колокольчик» функционирует медицинский блок: кабинет медсестры, изолятор.

Наличие медицинского оборудования для проведения лечебных и профилактических мероприятий, для оздоровления детей: весы, ростомер.
Наличие условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: физкультурная площадка - 1, физкультурный уголок - 4, физкультурного оборудования – малые и крупные формы.

 Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей развития. В группах соблюдаются требования СП2.4.3648-20. Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создается безопасная, здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда, педагогами регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • утренняя гимнастика;
  • другие виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения);
  • физкультурные занятия, в том числе на воздухе;
  • физкультурные праздники, досуги, соревнования;
  • подвижные и спортивные игры;
  • физминутки и динамические паузы;
  • оздоровительный бег на прогулке;
  • комплекс закаливающих мероприятий;
  • тематические недели спорта и здоровья

В результате взаимодействия  медицинской сестры и педагогического коллектива ДОУ отмечается некоторая стабильность показателей заболеваемости и повышение посещаемости в течение последних трёх лет. Этому способствовал ряд причин, обозначенных при анализе физкультурно-оздоровительной работы: регулярность проведения физкультурных и оздоровительных мероприятий, систематичность закаливания, увеличение двигательной активности детей в режиме дня за счет проведения подвижных игр и упражнений на прогулке, С-витаминизация третьих блюд, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми в группе и на улице. Педагогический коллектив прикладывает все усилия, чтобы формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью. В числе мероприятий, проводимых в ДОУ с целью укрепления здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни, можно назвать двигательный режим, занятия физической культурой, а также подготовку и участие детей в спортивных мероприятиях.

В дошкольном учреждении проводится работа по охране жизни и укреплению здоровья детей, профилактике осанки: корригирующие упражнения и комплексы гимнастик после сна, утренние гимнастики в теплое время года на свежем воздухе. Физкультурные занятия, элементы воздушного и водного закаливания (полоскание горла прохладной водой, обширное умывание), индивидуальная работа по физическому развитию. Результаты заболеваемости и посещаемости детьми детского сада анализируются и обсуждаются педагогами на педагогических советах. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников и осуществляется распределение их по группам здоровья, физического развития, оформляется «Журнал здоровья» группы, данные которого доводятся до сведения педагогов и родителей, что помогает строить всю работу с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей. У педагогов разработан план мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей группы. Ежемесячно педагогами проводится анализ учета состояния здоровья детей и анализ заболеваемости и посещаемости детьми группы помесячно, что позволяет им своевременно принимать меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения.

 В целом в ДОУ наблюдается тенденция на сохранение здоровья детей и их физического развития. Для этого создаются все необходимые условия: улучшается и обновляется материальная база, проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры.

Профилактический осмотр детей в Учреждении осуществляет медицинская сестра, которая наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания воспитанников.

В МБДОУ «Еланский ДС №6 «Колокольчик» систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Педиатр определяет группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей врачами-специалистами.

В МБДОУ «Еланский ДС №6 «Колокольчик» выработана система работы по охране труда и обеспечению безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, в том числе детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сотрудников.
Безопасность образовательного процесса обеспечивается благодаря безопасной среде: мебель закреплена, отсутствуют ядовитые и колючие растения, оборудованы стенды для соблюдения мер противопожарной безопасности; подобранная по росту детей мебель соответствует маркировке, освещенность помещений соответствует требованиям СП2.4.3648-20. 

В детском саду имеются первичные средства пожаротушения в полном объеме. Работает звуковое оповещение при пожаре, имеется автоматическая пожарная сигнализация.
Детский сад, подключен на пульт центральной охраны, оборудован кнопкой тревожной сигнализации.
Оснащение кабинетов позволяет качественно решать задачи медицинского обслуживания детей, штат медицинских работников укомплектован в соответствии с нормативами.
Количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определено учредителем, исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно — эпидемиологических правил и нормативов.
Процесс оздоровления детей в детских садах организован в соответствии с требованиями СанПиН, образовательной программой ДОО, позволяет учитывать особенности здоровья, возможности воспитанников различных категорий.
Инклюзивное образование позволяет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) быть полноправными участниками образовательного процесса.
По результатам проверок управления Роспотребнадзора, Инспекции государственного пожарного надзора предписания отсутствуют, в детском саду созданы все необходимые условия для воспитанников, соблюдаются нормы СанПиН и правила ППБ.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в детском саду оборудованием.

5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечен.

6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ  обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья  : два компьютера, ноутбук с подключением к сети Интернет.

 7. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья :

Технические средства обеспечения образовательного процесса: телевизор - 4, музыкальный центр -1, DVD- проигрыватель -4, музыкальная колонка -1, синтезатор – 1, проектор -1, экран - 1.

Наряду с этим необходимо отметить, что создание  условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками МБДОУ. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах. Все педагоги МБДОУ прошли обучение на курсах по организации образования детей с ОВЗ

В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.

В детском саду используются здоровье сберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

- проведение профилактических осмотров;

- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении  санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Порядок обеспечения условий доступности получения образования детей с ОВЗ

Система индивидуальной работы с воспитанниками ведется в рамках психолого-

медико-педагогического консилиума и консультативного пункта МБДОУ.

   В начале учебного года по запросам родителей проводится углубленное диагностическое исследование уровня когнитивных процессов детей, имеющих определенные трудности в развитии. подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения. 

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Цель  ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

* подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

* анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

Яндекс.Метрика

Разработка и обслуживание сайтов «CоветникПРОФ» г.